Как Саша с Ириной первый раз в Турцию ездили,

или "не нужен нам берег турецкий!"

Ну вот, наконец - то ! В далеком прошлом остались выпрашивание на работе двух недель отпуска и месяц исследований вопроса "куда поехать". Сейчас утро 17 августа 1999 года и мы с Ириной уже прошли регистрацию в Шереметьево - 2. У меня в кармане путевка на двоих на 14 дней в Турцию, отель Кайя (Kaya) в Сиде 5* all inclusive, купленная за 1400 полновесных зеленых бумажек. Мы уже зашли в duty free, где купили бутылку текилы в качестве лекарственного средства от воздушной болезни.

  • Совет номер 1: текила "Ольмека" стОит своих 18 баксов в DF. Никакого сравнения с "Саузой" просто не может быть, попробуйте - не пожалеете.
  • Мы направляемся в бар на втором этаже, чтобы подождать посадки на самолет, который за 3 часа должен доставить нас туда, где есть солнце и море, а также бассейн, ванная, фен, минибар и сейф. В этот момент и начинается моя история - сообщением на мобильном телефоне : "Sasha, a ty znaesh, chto v Turcii zemletryaseniye?". Нет, не знаю, и Ирина не знает, поэтому мы со всех ног бежим в бар, где, по-моему, находится единственный во всем Ш2 работающий телевизор. Там как раз показывают хронику из Турции - развалины, пожары, трупы, спасатели. После длительных переговоров с Ириной мне при помощи карты Турции удается доказать, что в Сиде землетрясения нет и повторения фильма "Экипаж" не предвидится. Удается также убедить Ирину в том, что не надо просачиваться тайными тропами обратно за пределы Ш2 и ехать в Подмосковье в дом отдыха. Вот какой я оратор, прямо Цицерон! Однако впоследствии выяснилось, что я скорее выступил в роли гибрида Ивана Сусанина с Иваном - дураком. Так что доверяйте, господа, женской интуиции - и не будете попадать в разные дурацкие и опасные ситуации.

    Ну да ладно, знал бы куда упасть - соломки бы подстелил, а в момент отлета кроме известия о землетрясении все шло просто замечательно. Самолет "Континентальных авиалиний" взлетел точно по расписанию. Единственным раздражающим моментом являлся тотальный запрет на курение в самолете, но тут уж ничего не поделаешь. Вместо поедания никотиновых палочек я размышлял о том, как же мы будем отдыхать. Итак, целью нашего отдыха было: валяние на пляже, купание в море, катание на банане, распитие спиртных напитков и все в таком же духе. По инициативе Ирины в список были добавлены походы по магазинам, однако мной были сделаны примечания : запрещается покупка 600-х мерседесов и бриллиантовых колье под угрозой продажи самой Ирины в гарем к богатому турку. Впрочем, тех 450 долларов, что мы взяли с собой, на бриллианты немного не хватало (напоминаю: мы ехали в отель, где имел место быть all inclusive). Под строгим запретом также находились следующие вещи: осмотр развалин, карабканье по горам и занятия в тренажерном зале. Не хочу спорить со сторонниками активного отдыха, но после года работы в режиме "на износ", ночевок на жестких офисных стульях и постоянной нервотрепки мне было просто необходимо немного нирваны J .

    Так вот, мы наконец - то приземлились в анталийском аэропорту и патологически веселый турок шлепнул нам в паспорта турецкие визы. На сравнение Ирины с фотографией в паспорте он потратил минут пять (она блондинка, а турки, как известно, люди до чрезвычайности южные). В аэропорту нас встретила совершенно одуряющая духота - градусов 40. С непривычки было такое ощущение, что через 10 минут вся влага из организма испарится в атмосферу и мое тело превратится в усохшую кочерыжку. Однако после переодевания в шорты и майку в аэропортовском сортире я вновь почувствовал себя человеком, и мы наконец вышли на площадь, где нас ждал автобус с надписью во весь борт - "Экзотур". Так называлась принимающая нас на благодатной турецкой земле местная фирма (ее братом - близнецом в Москве был "Экзотревел").

  • Совет номер 2 : если багажные люки открыты с двух сторон автобуса , не спешите кидать туда свои вещи и бежать в салон. Был случай, когда турист после приезда в отель обнаружил пропажу роскошного чемодана - его кто-то вытащил с другой стороны автобуса.
  • После получаса ожидания в автобус загрузился лысый турок с бегающими глАзками в сопровождении молодого парня с мобильником устрашающих размеров на поясе (который он сразу прижал к уху и всю поездку что - то туда бурчал и квакал), и мы тронулись. Лысый поведал нам о землетрясении, многочисленных жертвах и народном горе под сочувственные охи и ахи туристов (ведь действительно жалко, столько народу погибло). Далее наш гид, чуть не плача, плавно перевел разговор на то, что из-за землетрясения все владельцы отелей находятся сейчас в Стамбуле - раскапывают завалы. И поэтому отели никого не принимают, и нас не повезут в отель Кайя, но ВСЕГО НА ОДНУ НОЧЬ поселят в очень хорошем отеле, которому ЕЩЕ НЕ УСПЕЛИ дать пятую звездочку. Но ЗАВТРА ЖЕ нас перевезут туда, куда надо. В автобусе - немая сцена. В голове мысли: "Он что, за идиотов нас принимает"? Однако лысый восточный оратор очень умело создал такую атмосферу, что никто не стал орать, размахивать пальцАми и качать права (все-таки у турков горе, а мы развлекаться собрались). Раздались только слабые выкрики - мол, а куда же нас все-таки повезут? Гид нас успокоил: место хорошее и совсем рядом с Кайей. От аэропорта до отеля мы почему - то ехали часа три (на такси от Сиде до аэропорта ехать минут 40). Где - то через час езды выяснилось, что мы необъяснимым образом опять оказались в районе аэропорта, но это все мелочи (оказалось, что мы зачем - то заезжали в Анталию). Что сразу бросилось в глаза - огромное количество недостроенных домов в Турции. Гид сказал, что за те деньги, что в Москве можно купить новую двухкомнатную квартиру на окраине, в Анталии можно приобрести пятикомнатные апартаменты в престижном районе. Мда. Впрочем, это к делу не относится : едучи по дороге к Сиде, мы наслаждались красотами окружающих пространств и не собирались покупать квартиры. Наконец нас привезли в отель, гордо называющийся EHA CLUB HV (кто не знает, HV - это holiday village, этакая деревенька, состоящая из главного здания и разбросанных вокруг двух- или трехэтажных "курятничков", или как их называют в проспектах, бунгало).

  • Совет номер 3: при регистрации в отеле требуйте, чтобы вам дали наилучший из возможных номер, обязательно с видом на море. Также необходимо попросить (нет, потребовать!) дать вам возможность осмотреть номер до того, как выдадут ключ. Не надо по этому поводу устраивать истерику - ведите себя, как солидный саудовский принц, ну или как английская королева, по крайней мере. И обязательно улыбайтесь !
  • Что бывает, если не последовать совету номер 3: пара туристов из нашего автобуса, получив ключ и придя в номер, обнаружили разбитый унитаз, засорившуюся раковину, не включающийся свет и неработающий кондиционер. Из окна был весьма воодушевляющий вид на помойку, а до отельского ресторана, равно как и до моря, идти надо было минут 10 (в "хороших" номерах - 3 минуты). На все просьбы переселить администрация отеля отвечала отказом, и хотя все сломанное и неработающее через некоторое время починили, это не прибавило хорошего настроения. В то же время мы с Ириной, применив вышеописанный совет на практике, получили неплохой номер на 2 этаже трехэтажного домика с видом на море, небольшим балкончиком и на удивление мощным сплит-кондиционером. Да, кстати, отели типа HV, как правило, выгодно отличаются от обычных наличием сплит-кондиционера (а не централизованной воздуходуйки, которую экономные хозяева периодически выключают).

    Так вот, поселившись в Эхоклабе (за точность транскрипции не ручаюсь, Еха-клаб звучит как-то развязнее), мы поужинали, потусовались и легли спать в предвкушении завтрашнего переселения в Кайю (которая находилась в 10 метрах от нашего отеля). Мы еще не знали, что все 14 дней нам предстоит провести здесь, а отель Кайя так и останется недостижимой мечтой. Тяжелее всего на свете было видеть тарелки спутникового ТВ на крыше Кайи, в то время как в нашем отеле телевизоры вообще отсутствовали. Отсутствовали также фен и ванная в номере (был только душ), а также пляжные полотенца - как платные, так и бесплатные. Но что такое отсутствие каких - то полотенец по сравнению с наличием моря и перспективой грядущей сладкой жизни в 5* отеле ! Все русские туристы (а как выяснилось, в Эхоклаб привезли людей только от Экзотура) начали звонить в Москву и в анталийское представительство "Экзотура" и требовать СКОРЕЙШЕГО или даже НЕМЕДЛЕННОГО переселения. И тут - то все и НАЧАЛОСЬ. Алгоритм был следующий : при разговоре экзотуровец горько сетовал, что лично он не обладает необходимыми полномочиями, чтобы решить вопрос; высокое начальство, к сожалению, отсутствует. Однако ЗАВТРА в офисе появится некая г-жа Динара, которая сможет все сделать. Завтра Динара искренне сочувствовала тому, что нас поселили не туда, куда нужно и клятвенно обещала ЗАВТРА же решить вопрос, причем в отель приходил факс : "Фирма "Экзотур" гарантирует переселение в отель Кайя...". Еще завтра выяснялось, что нас никто переселять не собирается, а г-жи Динары в офисе нет. Однако есть г-жа Ольга, которая готова помочь нам всеми фибрами души. Впрочем, Ольга совсем не в курсе тех обещаний, что выдала нам Динара, и кормление нас завтраками продолжалось. Постепенно среди русских туристов начали распространяться черные слухи - что наше проживание в Эхоклабе совершенно не оплачено и мы живем постольку, поскольку еще не лопнуло терпение администрации отеля. Слухи все росли и множились, пока полностью не подтвердились - туристка Лия, прекрасно разговаривающая по-немецки, наконец - то подробно расспросила главного менеджера отеля.

  • Совет номер 4: учите языки! Причем английский в Турции практически бесполезен, с гораздо большим успехом вы можете разговаривать по-русски. "Королем" языков в Турции является немецкий. На нем разговаривают поголовно все турки. Причем отношение к тем, кто разговаривает по-немецки, разительно отличается от отношения к англо- и русскоязычным туристам.
  • А тем временем обстановка нагнеталась все больше и больше. К нам в отель (русских у нас было человек 40) в один прекрасный вечер заявилась молодая пара, решившая провести в Турции медовый месяц (sic!). У них завтра подходил срок отлета в Москву. Однако администрация отеля по причине того, что "Экзотур" ничего не заплатил, не отдает загранпаспорта и требует по 500 долларов с носа (а ребятам этих денег даже в Москве взять было неоткуда). На парня и девушку было страшно смотреть - трясущиеся руки, блуждающий взгляд... В российском консульстве в Анталии, куда позвонили молодые в последней надежде на спасение, им был дан следующий ответ : "А зачем вы вообще в эту Турцию приехали? Надо было денег брать штуки две на всякий пожарный случай. У нас сегодня вообще-то выходной (была суббота), а я просто дежурный и вам ничем не могу помочь. Пи-пи-пи...."

  • Совет номер 5: если вам не отдают загранпаспорта в отеле, не пугайтесь. Ничего страшного - во-первых, надо звонить не в Анталию, а в Стамбул, в российское посольство. Они должны позвонить в туристическую полицию, которая может убедить администрацию отеля не брать вас в заложники. Если эти меры не помогли, плюньте на загранпаспорт и потихоньку сваливайте из отеля. Однако сразу же поезжайте в консульство (любой таксист знает его адрес) и там требуйте, чтобы вам выдали справку о утере паспорта, которая спокойно позволит вам улететь.
  • А атмосфера у нас в отеле все накалялась и накалялась. Приходили какие - то факсы с обещаниями сладкой жизни, с обязательствами оплатить все на свете... Мы потихоньку превращались в лагерь беженцев: люди с жадностью выслушивали новости из Москвы и Анталии и строили безумные предположения, все спрашивали друг у друга: "Ну что? Хоть что-нибудь известно?". Вокруг человека с факсом из Экзотура на ресепшене тут же выстраивалась живая стена: а вдруг это и нас касается? Периодически возникали какие - то списки, переданные по факсу, которые вроде бы давали право спокойно жить в отеле... В общем, полноценный отдых продолжался.

    КУЛЬМИНАЦИЯ: прошла неделя нашего отдыха. Днем, когда все были на пляже, по громкой связи объявили: "Всем русским через 15 минут просьба придти на ресепшн". Картина: человек 40 русских, человек 5 турецких бугаев с резиновым дубьем, главный менеджер отеля и переводчик. "Ми приньяли рьешение выселить рюсских туристов, потомю чта фирма Экзотюр должна нам 40 тысячь дольларов. Ви можете из собьственных срьедств заплатить за прожьивание в отеле из расчьета 35 дольларов на чьеловека в день". Шум, гам, крики: "Мля, да мы же в Москве все заплатили, это ваши проблемы!!!". Менеджер (явно не в первый раз произносящий подобные тирады), через переводчика: "Есьли до вьечера к нам нье поступит опьлата, ми выньесем ваши вьещи из номеров. Сьейчас бригада слюсарей меньяет замки в ваших номерах". Больше всего в этой ситуации мне запомнились глаза Ирины: немой укор, страх и безысходность... Однако даже в такой ситуации не обошлось без приколов: на ресепшн заявилась мадам, которая с утра до вечера лежала на пляжу и ни о каких проблемах даже не подозревала. Когда доброхоты объяснили ей, что русских выселяют из-за неуплаты, она с гордым выражением на лошадином лице заявила: "А у меня усе уплочено, в отличие от вас!" Однако, "въехав" в ситуацию, она вопила так, что турки зеленели и отворачивались. Впрочем, люди довольно скоро поняли, что воплями тут ничего не добьешься, и начали звонить в Москву.

  • Совет номер 6: постарайтесь взять с собой в поездку за границу мобильник. Если у вас его нет - купите. Мобильники нынче дешевы, а в вышеописанной ситуации моя МТС-ная Nokia 6150 была просто незаменима. Объясню, почему: из номера позвонить в Москву стОит 7 долларов в минуту (с мобильного - меньше 2). По местным карточным телефонам звонить еще дешевле, однако выстаивать километровую очередь в ситуации, которая требует немедленного решения, для нервов не очень полезно. Да и на таксофон вам из Москвы не перезвонят.
  • Скажу сразу: приехав в Москву, я обнаружил, что наговорил на 300 долларов. Тем не менее, в критической ситуации, когда надо сделать 1-2 звонка, мобильник просто незаменим. В Турции 2 оператора сети GSM: TurkCell и Telsim GSM. TurkCell дешевле, но качество связи хуже (вероятность успешного соединения с Москвой процентов на 20 ниже). Качество разговора - вполне приемлемое, однако, небольшая временнАя задержка при разговоре иногда мешает. И еще: только в Турции я понял, как важно, чтобы звонок у мобильника был нестандартный. Когда у какого - нибудь турка звонил мобильник (а турки все поголовно ходят с телефонами), я лихорадочно хватался за свой (как бы не пропустить сверхважного звонка из Москвы) и разочарованно опять пихал его в карман (привет моим нервным клеткам).

    Далее: аналогия с лагерем беженцев стала полной и всеобъемлющей. У людей появилось затравленное выражение лиц, возникали и тут же пропадали самые фантастические слухи. Туристы были готовы верить во что угодно, однако слухи так и оставались слухами. Менеджер отеля отдал официантам приказ не давать русским ни воды, ни еды, однако после длительных переговоров все-таки смилостивился и разрешил пообедать. За обедом турки и немцы показывали на нас пальцами, со всех сторон слышалось: "Руссише туристен: Ай-яй-яй!" В общем, вся эта катавасия продолжалась до вечера. И только перед ужином поступило радостное известие: ЗА НАС ЗАПЛАТИЛИ! Не за всех, правда. Судьбу туристов, которым не повезло, я не знаю - они просто куда-то исчезли. А мы наконец - то расслабились и выпили за то, что все это кончилось: Наивные мы. Через неделю нам еще предстояло участвовать во второй серии спектакля под названием "Отлет в Москву".

  • Совет номер 7: летайте самолетами Аэрофлота! Чартеры - вещь в основе своей достаточно надежная, однако, отмена аэрофлотовского рейса совсем маловероятна.
  • Когда нам предстояло улетать в Москву, выяснилось, что славная фирма "Экзотур" не оплатила места в самолете. После длительных переговоров с Москвой выяснилось, что наши с Ириной места на рейс 29 августа все-таки оплачены (также у тех туристов, что должны были улетать 26 числа). Однако 26 августа рейс наших "Трансевропейских авиалиний" на Москву был отменен! Я это понял так, что на чартерном самолете места бронируют несколько турфирм. И если одна из них не оплатила места и этих мест достаточно много, авиакомпания вполне закономерно отменяет рейс. Т.е. вполне реален случай, когда ваша турфирма полностью оплатила свои места в самолете, но вы НЕ СМОЖЕТЕ УЛЕТЕТЬ! И несчастные люди, у которых билеты были на 26 число, попытались улететь 27, а в результате улетели 28 августа за свои деньги (аэрофлотовский билет им обошелся в 220 баксов на человека). У туристов случались истерики, сердечные приступы (если посидите несколько дней на вещах в аэропорту, поймете). Мы же с Ириной просидели в аэропорту всего один день, но впечатлений хватило на год вперед. Во - первых, в анталийском аэропорту нет камеры хранения, поэтому кто-то все время должен охранять барахло. Во - вторых, в аэропорту все очень дорого: булка с сыром - 3 доллара, стакан колы или холодного чая - 2.5 доллара и т.п. Выгоднее и вкуснее получилось доехать до Анталии на такси (10$ в один конец :10 минут езды - грабеж, но что поделаешь) и вдвоем пообедать в кафе (25$ с горячительными напитками). В - третьих, атмосфера сумасшествия (улетит - не улетит) постепенно заразила всех; а особенно действовала на нервы неизвестность. Еще ужасно обидно было наблюдать за рейсами в Москву других авиакомпаний - туристы спокойно подходили на регистрацию, а мы провожали их завистливыми взорами... На наш рейс (емкость самолета ~250 человек) претендовало около 500 туристов, но улетели только те, за кого заплатили турагенты. В общем, приехав в аэропорт к 9 утра, мы улетели в 3 ночи и были этим ужасно довольны.

    Ну что еще можно рассказать? В принципе, нам в Эхоклабе жилось неплохо. Хотя наблюдалось пренебрежительное отношение обслуги отеля именно к русским (возможно, это были последствия того, что за часть русских туристов так и не было заплачено). У меня даже был личный враг - один официант за барной стойкой. Когда я подходил к нему, он поворачивался ко мне спиной и стоял так, пока я не уйду - последствие того, что я нажаловался менеджеру на этого гордого человека J . Если после русского в очереди к стойке стоял немец или турок, в первую очередь получал свою водичку ... Сами догадайтесь кто. Такое отношение обслуги в конце концов привело к тому, что несколько русских (все как один шкафообразного вида с бритыми затылками и цепями на шее) придумали себе развлечение. Вечером, после ужина, отлавливались все официанты, проходящие мимо столика с веселой компанией. Им объявлялось: "Ну что, змей, купаться любишь?" И вне зависимости от ответа официант, болтая конечностями и крича "Нихт! Нихт! Менеджер, арбайтен, а-а-а!" летел в бассейн J . Не подумайте, я ничего не имею против турков как таковых. Я познакомился с первым менеджером отеля (кстати, курдом) и местным аниматором. Мы довольно много разговаривали "за жизнь", и мне эти люди весьма понравились. Правда, аниматор пил как бездонная бочка и все время норовил "упасть на хвост" при походах в кафе, но это ничего - главное, человек был хороший J . А турки "в общем и целом" люди весьма приветливые, только не все русские свыкаются с тем, что процесс покупки любой вещи превращается в цирковое представление. Однако если представить себе процесс торга как веселое развлечение и в процессе оного все время улыбаться, никакого труда не составит уменьшить цену примерно вдвое и ощущать себя при этом героем.

    Кормили в принципе неплохо, хотя новые блюда наблюдались очень редко. Еще нами было замечено, что готовка еды в отеле была организована по "безотходному принципу": если какое - нибудь продукт подавался за ужином, на следующий день за обедом его же можно было встретить в измельченном виде в составе какого - нибудь салата. А в последний день нас "порадовали" экзотическим блюдом - сосисками барбекю на палочках! Этакий кулинарный изыск а-ля палатка на трех вокзалах J . Из напитков были : пепси, спрайт, минералка и что - то типа разведенного "Зуко". Водка в Турции - средней паршивости, национальная ракия мне совершенно не понравилась. Вина - так себе, иногда только попадались неплохие. В общем, если хотите нормально выпить - идите в бары за пределами отеля.

    Еще хочется рассказать о кондишене в отеле, потому как в августе в Турции он является таким же предметом первой необходимости, как плавки или таблетки от расстройства желудка. Наш кондиционер обладал весьма вздорным характером - он выключался и включался, когда хотел, иногда начинал гнать раскаленный воздух, переставал реагировать на нажатия кнопок на пульте и все такое прочее. В один прекрасный день я, проведя комплексное обследование захлопнувшего свои дыхальца кондиционера, констатировал его безвременную кончину. После звонка на ресепшн и тирады на ломаном английском ("Ин рум ван три ту кондишен из дай, е-мое!") прибежал мастер и вдохнул в издохшего монстрика подобие жизни. А я, наблюдая за процессом починки, обнаружил, что имеется некая потайная кнопочка, спрятанная под двумя последовательно открывающимися крышечками. С этого момента началась не жизнь, а малина : как только подлая железяка симулировала клиническую смерть, я, как колдун вуду, оживлял ее при помощи кнопочки. Правда, такой метод через некоторое время привел к тому, что кондиционер вообще перестал выключаться. Я не очень был этим огорчен, в отличие от горничной (которая исправно каждый день выключала кондиционер, превращая номер в подобие мартеновской печи или газенвагена).

  • Совет номер 8 : оставляйте доллар на чай горничной ! Если вы этого не будете делать, с вероятностью 50 процентов вам обеспечена смена простыней с дырками на рваные простыни и уборка номера раз в неделю. Также горничная будет врываться к вам в номер именно в тот момент, когда вы переодеваете плавки или сладко спите после обеда. На табличку "Do not disturb" горничные обращают не больше внимания, чем на мировые проблемы.
  • Надо признать, что чайный доллар грозит другой неприятностью : горничная заблаговременно занимала позицию в нашем номере до того, как мы обычно приходили с моря, чтобы принять душ и переодеться. Или я не удивлюсь, если она высматривала нас в подзорную трубу и сломя голову неслась в наш номер, волоча за собой каталку со своими убиральными причиндалами. Я понимаю, ей очень хотелось получить свой бакшиш. Однако сидеть на балконе, пока в номере идет имитация бурной помывки и почистки, нам очень не хотелось. Пришлось идти к главному менеджеру и через переводчика просить, чтобы горничная приходила в 12 часов дня (я как - то пытался ей это объяснить, однако она успешно изобразила "моя твоя не понимай"), а бакшиш будет лежать на столе. А, еще я забыл упомянуть про мыло и шампунь. Мы, естественно, не брали с собой ни того, ни другого - и зря. Чтобы получить микроскопических размеров кусочек мыла, на горничную устраивалась засада. А шампунь, который мы обнаружили в ванной, был похож на смесь боевого отравляющего вещества с жидкостью для чистки унитазов. Когда Ирина со словами "нет, ну ты только понюхай!" сунула мне под нос открытый пузырек с этим адским варевом, я чуть не умер. У нас даже мысли не возникло о том, что ЭТИМ можно пользоваться. Хотя, наверное, травить вшей этим составом можно было бы вполне успешно. Однако после переведения наших отношений с горничной на коммерческую основу мы получили - таки от нее вполне сносный шампунь (я показал ей открытый пузырек и изобразил из себя человека, которого ОМОН обрызгал "Черемухой"). В итоге после всех вышеописанных телодвижений наступила полная идиллия. Мы приходили с моря и каждый день обнаруживали следующую картину : Иринины платья и мои рубашки, утром брошенные на постель и кресла, были художественно разложены на кроватях и украшены цветами (ей - богу, не вру, я даже один раз сфотографировал комнату с этим натюрмортом), номер приятно вонял дезодорантом, а пол был вымыт и вычищен. По - моему, за такие штучки стоит заплатить доллар в день.

    О экскурсиях. По-моему, заслуживают внимания следующие : прогулка на яхте (~16$), конная прогулка (11$), Аквапарк (не помню) и Аквалэнд (аналогично). В Аквалэнде - дайвинг, всяческие красивые рыбы и морские козявки, в Аквапарке - водные горки, трубы и прочее. Двухдневная экскурсия в Памуккале достаточно утомительна, да и по большому счету там делать нечего (кроме глазения на действительно красивые соляные уступы и купания в целебной воде). Весьма советую экскурсию на яхте - хотя бочкообразная посудина, на которой мы плыли, не очень отвечает расхожему представлению о стройном судне с белыми парусами. Однако на корабле есть площадочки для лежания и загорания, где можно с комфортом развалиться и глазеть по сторонам. Корабль останавливается в устье реки (вода там холодная - ужас !), где есть пляжик с лежаками (доллар с носа), можно покататься на верблюде и поплавать на скутере. Там же вас кормят обедом с неплохой форелью и везут по реке дальше. Попутно турецкая красавица исполняет на корабле танец живота (а также других частей тела). Несчастного негра из нашей группы пришлось обливать холодной водой после совместного исполнения с красавицей и прыщавой немкой с яхты импровизированного номера "Танец на полу" J . Правда, после всех этих танцулек красотка обходит всех без исключения мужиков на корабле, и, чудовищно громко стуча некими приспособлениями, надетыми на пальцы, требует бакшиш. Который ей надо засовывать... Ну, как в стриптиз-баре, короче. После всех этих развлечений вас на автобусе привозят к водопадам - красивым до невозможности. Правда, времени поглазеть дают всего полчаса и быстренько везут обратно на корабль и далее домой, в Сиде.

    Ну и в заключение хочется сказать, что в Турцию, по моему мнению, ехать все-таки стОит. То, что произошло с нами - несчастный случай, и такое могло произойти где угодно, хоть на Мальдивах или в Канаде. От такого кидалова застраховаться невозможно ! Хотя можно купить самому аэрофлотовские билеты, забронировать по факсу номер в отеле и жить, ничего не опасаясь ни с каких сторон. Отсутствие русского гида не является большой бедой, а до отеля можно спокойно доехать на такси. Но такой метод дороже и сопряжен с некоторыми усилиями. Вот цены на отели в Сиде в августе, если бронировать номера самому: "Кайя" 5* all inc - 40$, "Цезарс Ресорт" (то же самое) - 50$ в день на человека при двухместном размещении. Надо заметить, что в августе зачастую в отелях мест нет, так что бронировать надо заранее.

  • Совет номер 9: при покупке тура ОБЯЗАТЕЛЬНО интересуйтесь, кто будет туроператором (и принимающей фирмой в Турции), попытайтесь выяснить их солидность. Хотя: Пресловутый "Экзотур" тоже считался довольно крупной фирмой, но это не спасло его от разорения.И не экономьте копеечку, покупая туры в несолидных агенствах !
  • Я составил собственный рейтинг турецких турфирм, сидя в анталийском аэропорту и наблюдая за автобусами, привозящими туристов. Кстати, русских в аэропорту определить очень просто : они не берут багажные тележки и почему-то прут барахло на себе от автобуса до аэропорта J . Так вот, больше всего автобусов было с надписями "Detour", "TezTour" и "AirTour Turkey". Так что делайте выводы сами.

    В общем, я надеюсь, что сей пространный опус кому - нибудь поможет при поездке в Турцию. Однако надо заметить, что в Алании, Белеке, Кемере и Мармарисе все может быть по-другому. Но я и не претендовал на глобальные обобщения - просто рассказал, как мы съездили отдохнуть и сколько новых развлечений выпало на нашу долю J .

    (с) Александр Турчин (aturchin@chat.ru, http://aturchin.travel.ru), сентябрь 1999